С востока, севера и юга ее территория окружена славянскими именами, смысл которых нам ясен: Жельезовце, Сеноград - с чешской стороны, Стара-Моравица, Бели-Манастир, Суботица - с югославской. И вдруг только по слогам: Секешфехервар Шаторальяуйхей, Мошонмадьяровар… На старой карте возле венгерских названий стоят немецкие, что немного облегчает дело. У Секешфехервара есть немецкий двойник ''Штуль-Вайсбург'', что означает ''стольный белый город'', немецкое имя Шаторальяухея переводится как ''место для основания шатра'' - прекрасное название, возникшее еще в те времена, когда мадьярские короли предпочитали легкий шатер каменным сводам… На названии ''Шопрон'' утомленный и вывихнутый язык иностранного туриста просто отдыхает. Однако ж, услышав фразу ''В следующее воскресенье в Шопроне - сюрет'', гость понимает, что расслабляться рано.
Сюрет в Шопроне - это праздник виноградарей в конце августа - начале сентября. Город лежит в долине, и густая, не тронутая еще дыханием осени, зелень отрогов Альп, дробясь на реки и ручейки, пронизывает расползшееся темно-рыжее пятно - черепичные крыши. Сжатый горами, город устремляется вверх, выбрасывая над собой башни храмов и замков. Карнавальное шествие сюрета можно полностью увидеть от подножия этого храма, с Бечи-домба, ''венского холма''. По разным улочкам спускаются потоки людей, сливаются воедино на улицах центральных, вытекают на площадь Сабашдаг. Посреди площади возвышается повозка с гигантской бочкой, на которой стоит человек в венке из виноградных листьев сорта кёкфранкош - Дионис-Бахус, или еще какой-нибудь прославившийся в области изготовления и потребления вина герой мифов и легенд. Через площадь катятся телеги и тележки, которые тянут пестро и фантастично одетые люди. На одних телегах высоко поднимают кубки солдаты в наполеоновских мундирах, на других - венгерские гусары, турки, арапы, здоровенные бородачи в кожаных австрийских штанишках… Подростки с дудками и погремушками, наведенными жженой пробкой усами, петушиными перьями на немыслимых шляпах, танцуют, подпрыгивая и приседая, окружают прохожих, вовлекая их в карнавальные забавы.
Подобный праздник - под разными именами - известен практически в любой винодельческой стране. В Шопроне традиция раннего празднования связана с тем, что кёкфранкош - сорт нежный, нетерпеливый. Собирать его следует только в считанные дни заката лета и прихода осени. Достаточно перезреть ягодам на лозах, и вина ''кёкфранкош'' может не получиться. Будет другое неплохое вино - но не это. Поэтому сезонных рабочих для уборки урожая собирали со всей страны. Крупные хозяйства нанимали сотни батраков. По условиям договора, часть платы хозяин выдавал вином прошлого урожая, а в конце уборки устраивал праздник - ''сюрет''. Работы кончались во всех хозяйствах в одно и то же время - так выходило хозяевам дешевле, а рабочим веселее. На заработки приходили из разных областей Венгрии, из соседней Австрии, гуляли в праздничных национальных костюмах, пели свои песни - отсюда и карнавальная традиция. А Дионис и солдаты Наполеона появились позже - дело в том, что на дармовую чарку вина в сюрет мог рассчитывать каждый горожанин - если он был хоть как-то наряжен. А отличие нынешнего сюрета от многих подобных праздников в других странах весьма велико. В большинстве случаев, городской карнавал - это просто возрожденная традиция, с актерами и репетициями. Здесь же большинство участников - это учащаяся молодежь, приехавшая подработать на сборе винограда в последние дни каникул. Почти как в древнейшие времена. Вы никогда не забудете великолепные туры в Венгрию.